Суть моего подхода основывается на предположении о том, что у алопетиков волосяные сумки с фолликулами находятся в состоянии постоянного микровоспаления, т.е. каждый фолликул в волосяной сумке - это микроочаг воспаления. Такое воспаление я называю алопетическим, т.к. скорее всего, аналогов у него в организме нет.
На первой стадии алопетического воспаления происходит повреждение и последующий постепенный некроз клеток фолликула и лизис клеток стенки волосяной сумки. Как и при любом воспалении, лизосомы погибших фолликулярных клеток (в том числе гранулоцитов) распадаются на многочисленные ферменты (влияющие на белки и пептиды, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты), которые изменяют структуру и нарушают нормальный обмен веществ в соединительной ткани и в сосудах, окружающих очаг воспаления. И этот процесс уже можно назвать вторичной стадией алопетического воспаления.
В ходе первой стадии алопетического воспаления интенсивность метаболизма в волосяных сумках снижена, так как функции клеток нарушены, а в тех зонах облысения, которые уже перешли во вторую стадию алопетического воспаления, интенсивность метаболизма повышена за счёт обмена углеводов (в том числе гликолиза полисахаридов). Повышается потребление кислорода и выделение углекислоты, но потребление кислорода превышает выделение углекислоты, так как окисление не всегда проходит до окончательного образования углекислого газа и этим нарушается нормальный цикла Кребса (это ключевой этап дыхания всех клеток, использующих кислород). Повышенная потребность в кислороде - это очень важный момент, т.к. он объясняет, почему у некоторых людей даёт результаты применение минокосидила и массажа. И минокс и массаж увеличивают приток крови в эти микроочаги воспаления.
А вот с фином - совсем другая история. Поскольку фин воздействует на гормональную систему, то выработка ДГТ резко снижается и воспаление в тысячах таких "микрокапсул" затухает (но НЕ прекращается!), давая возможность фолликулам восстановиться и потихоньку снова тронуться в рост. А заодно с этим, на теле от фина нарастает жирок по "женскому типу", уменьшается простата (но ненадолго), уменьшаются кавернозные полости в члене, в которые поступает кровь и за счет чего член при эрекции достигает своей определенной длины и толщины. Последнее обстоятельство укорачивает член. Короче, фин - это еще та штучка и действует на каждого по-своему.
Но вернемся к нашим "микровоспалениям". В них не последнюю роль играет ДГТ и окислительные процессы (точнее пока сказать не могу, т.к. нет кое-каких данных и понимания происходящего). Но данное алопетическое воспаление примечательно тем, что оно, по сути, происходит в своеобразной "микрокапсуле", роль которой выполняет волосяная сумка с находящимся в ней фолликулом. Это приводит к накоплению в зоне воспаления недоокисленных продуктов обмена, имеющих кислую реакцию: молочной, пировиноградной, L-кетоглутаровой и др. кислот.
Образования гноя, как продукта распада (как бывает при воспалении фурункула или прыща), в данном случае нет, поэтому такое вялотекущее воспаление фолликулов может длиться годами, в течение которых мужчина будет неуклонно терять свои волосы. По моим собственным наблюдениям, фолликул с толстым волосом при т.н. "АГА" постепенно исчезает примерно за 2.5-3 года.
Если бы такое воспаление было гнойным (например, септическое заражение стафилококком или стрептококком), то вместо миниатюризации и исчезновения фолликулов мы бы увидели совершенно противоположное явление - зияющие язвы с гнойным экссудатом вместо тонких, почти невидимых устьев фолликулов (сквозь которые выходят на поверхность волосы) и сильную "дергающую" боль в каждом фолликуле от того, что под действием гноя начинают расплавляться ткани и нервные окончания, имеющиеся в коже головы, а также сальные железы и сосОчки, из которых формируется волосяной фолликул. У кого в жизни хоть раз что-либо нагнаивалось, те меня хорошо поймут. В данном (септическом, гнойном) случае мы бы уже никогда не смогли восстановить такие фолликулы, т.к. гной - штука специфическая и расплавленные ткани после его воздействия - не восстанавливаются! То есть, волосяных сумок с матриксами будущих фолликулов, как таковых, просто уже не было бы на голове, а голова была бы покрыта шрамами и рубцами.
Поскольку всё описанное мною происходит на микроуровне, то такие точечные воспаления в каждом из тысяч фолликулов в лысеющих участках головы многими людьми ощущаются поначалу либо как болезненность в данной области кожи головы, либо как зуд. То есть, в каждом фолликуле происходит нечто наподобие укуса комара, неизменно вызывающего зуд и болезненность. Только по сравнению с укусом комара всё в десятки раз миниатюрнее и ощущения не такие четкие. Не ошибусь, если скажу, что такие ощущения испытывал каждый из нас.
Попутно замечу, что многие видели, какой фолликул имеют выпадающие волосы при "АГА": такие волосы практически не имеют четко выраженного толстого фолликула, а то, что от него осталось, выглядит лишь небольшим утолщением на конце волоса. Это прямое следствие воспалительного процесса, ослабляющего фолликул.
К слову сказать, никакие горчицы и прочая кулинария - попросту НЕ МОГУТ остановить воспалительный процесс в рассмотренных выше "микрокапсулах". Но с эффектом от капсаицина, содержащегося в красном стручковом перце, пока что не всё ясно, т.к. капсаицин обладает противовоспалительными свойствами! Но опять-таки, почему использование перцовки не приводит к массовому росту волос? Здесь вопросов пока больше, чем ответов...
Для примера, представьте на секунду, что у вас на коже где-то происходит воспаление, а вы вместо того, чтобы принимать меры по СНЯТИЮ этого воспаления, начинаете мазать воспаленное место горчицей, красным перцем и прочими составами, которые в данном случае абсолютно не принесут пользы, а еще больше поспособствуют развитию и расширению зоны воспаления. Никто в здравом уме такого делать на своей коже не будет, а вот на голову почему-то запросто! Я и сам этим занимался когда-то давно, наступая на грабли... И кстати, именно поэтому после всяких горчичных и перцовых масок волосы начинают не расти, а выпадать еще сильнее! По сути, этими припарками мы их уничтожаем, причем своими же руками.
Подобные процедуры помогают только тогда, когда волосяные сумки здоровы и продуцируют здоровые волосы. Хороший пример - женщины. У них такие процедуры очень часто заканчиваются приростом волос, а не выпадением, т.к. горчица, перец и прочие подобные компоненты вызывают расширением сосудов и прилив дополнительной крови к ЗДОРОВЫМ фолликулам, ускоряя их работу, а не раздражая и без того уже воспаленные фолликулы, каковыми они являются у алопетиков.
Идем далее. В случае алопетического воспаления волосяные сумки хоть и воспалены, но это воспаление не септическое и поэтому их функции остаются восстановимыми! Конечно, при таком воспалении не может быть и речи о нормальной работе волосяной сумки и росте волоса: повреждение фолликула из-за воспаления "микрокапсулы" НЕ КОМПЕНСИРУЕТСЯ восстановлением их с помощью регенеративных процессов организма. Поэтому, например, когда отменяют применение минокса или фина, то воспаление в микрокапсуле волосяной сумки снова усиливается и фолликул из фазы телогена начинает переходить в фазу катагена, после чего начинается сброс волоса. Так, вкратце, работает механизм пресловутого "эффекта отмены".
И в случае применения мина и в случае применения фина, через несколько месяцев первыми в рост идут те волосяные сумки, которые последними сбросили фолликул с волосом и еще не успели в полной мере пострадать от воспаления, которое уже началось в "микрокапсулах", в которых они находятся. Рост этих волос будет отнюдь не массовым, но явно заметным, т.к. состояние этих фолликулов еще не ухудшилось. Это, кстати, есть первый признак годности того или иного метода восстановления волос.
Наравне с ними, вокруг оставшихся не выпавшими крупных волос начнут проклевываться очень мелкие пигментированные волоски. Большинство из них будет расти очень медленно, но некоторые будут обгонять в скорости остальных. Все эти волоски растут из тех фолликулов, в которых уже прекращено воспаление и началась их естественная регенерация. Это - второй признак годности метода.
Те волосяные сумки, которые дольше всех находились в состоянии воспаления, хотя и имеют внутри себя самые слабые и истощенные фолликулы, но зато живые волосяные сосОчки, поэтому они тоже тронутся в рост, но только тогда, когда "наберут достаточно сил" (говоря бытовым языком). Эти фолликулы находятся на залысинах, на макушке, лысеющей в первую очередь и на передней линии роста волос.
Каким образом они наберут силы? Да очень просто: после того, как в них принудительно будет прекращено воспаление, в них начнутся восстановительные (репаративные) процессы, запускающиеся автоматически и никак от нас не зависящие. Для примера вспомните, как самостоятельно затягиваются раны, ссадины, порезы, ушибы после того, как они промыты и им созданы условия для восстановления. Мы никак не управляем этим процессом, - он сам запускается и сам останавливается после того, как рана будет исцелена. Но если, например, такую ранку постоянно ковырять, заносить грязь, т.е. мешать происходящим в ней репаративным процессам, то она никогда не затянется. Я сильно подозреваю, что неудачи многих последователей метода массажа и иглоукалывания объясняются именно этим обстоятельством. То есть, метод чесания надо применять очень осмотрительно, равно как и метод Марго.
В случае с мином и фином воспаление в микрокапсулах начинает снижаться и на этом фоне организм начинает самостоятельно регенерировать волосяную сумку и за счет этого в рост успевает тронуться новый волос, но конечно же, с учетом того, насколько сильно и долго он до этого ослаблялся воспалительным процессом. Но воспаление при этом не прекращается полностью! Со временем воспалительный процесс у некоторых людей "привыкает" к применяемым препаратам и они теряют свою эффективность, поэтому воспаление усиливается и вновь начинается облёт волос. Такой облет на volosy.com называли почему-то загадочным словом "синхронизация", даже не отдавая себе отчет в том, что же на самом деле за ним скрывается... Но суть вовсе не в названии, а в том, что для дальнейшего подавления усилившегося воспалительного процесса теперь требуется новая - повышенная - доза препарата (фина или мина). При этом, увеличение дозы у некоторых людей граничит с началом проявления побочек (особенно от фина), поэтому на данном этапе пациент "сходит с дистанции", т.к. здоровье внутренних органов для человека всё-таки важнее наличия волос. Здесь мы четко видим подобие процессов, происходящих при различных других заболеваниях, когда организм привыкает к прописанным дозам препаратов и они со временем становятся малоэффективными, после чего требуется повышать дозу. Таким образом, от применения мина и фина рано или поздно возникает замкнутый круг, из которого нет выхода и который можно только разорвать, прекратив прием и получив жесткий "откат" и последующее возобносление воспаления. Понимание этих процессов позволяет с большой долей уверенности утверждать, что счастливчиков, умудрившихся их "обмануть" - не существует в природе...
Факт того, что минокс лишь снижает объем воспаления в "микрокапсулах" - очевиден, т.к. после отмены минокса воспаление быстро возобновляется и набирает обороты. Примером этого могут служить различные ранки на теле, которые долго не заживают и в них тлеет воспалительный процесс.
Ну, и факт того, что фин также лишь приостанавливает воспаление, но только используя другой механизм - также хорошо очевиден. Повторяться не буду.
Далее, еще одно предположение, которое требует проверки, заключается в том, что если мы сможем повернуть вспять процесс деградации волосяной сумки - оздоровим её и фолликул начнет давать здоровый волос, - то одновременно с этим процессом самостоятельно должен запуститься процесс оздоровления и кожи вокруг фолликула. Очень подозреваю, что истощение и замещение кожи головы фиброзной тканью при алопеции у мужчин происходит не просто так, а именно из-за того, что фолликулы перестают давать здоровые волосы. Косвенным подтверждением этого служат головы алопетиков с тонкой кожной прослойкой, хотя здесь можно долго спорить, что первично - потеря волос или ухудшение кожи, но кожа, как мне кажется, страдает во вторую очередь. Почему я так решил? Потому что в природе всё функционирует на взаимоаналогичных принципах. Вспомните, как изменяется почва вокруг деревьев, когда они начинают засыхать и массово погибать? Почва ведь не остается неизменной. Оголяясь, она тоже начинает высыхать, терять свою прежнюю структуру и всячески ухудшаться. Думаю, что нечто похожее происходит и на наших головах: фолликулы каким-то образом "управляют" состоянием кожи вокруг них самих, причем сначала деградация начинается в самих фолликулах и только потом, истощаясь, они перестают поддерживать хорошее состояние кожи вокруг них самих и она начинает терять жировую прослойку, рубцеваться и истончаться. То есть, это ставит под сомнение некоторые положения теории ГТО, согласно которой ухудшение кожи является запускающим процессом, от которого страдают впоследствии и волосы. Как это обстоит на самом деле - вопрос пока открытый...
Другим непонятным вопросом является остается то, почему же всё-таки растут волосы после пересадки? И этому есть простое, как три копейки, объяснение в моей гипотезе: пересаженные с затылка волосяные сумки, а также фолликулы в них - никогда еще не подвергались воспалению, растя на затылке, поэтому при пересадке вместе с крохотными кусочками окружающих их тканей, они поначалу так и продолжают расти на новом месте, как будто бы на затылке. Но мне думается, что по сравнению с затылком, условия роста на новом месте у них заметно хуже, поэтому и рост их со временем должен стать не таким активным, как на затылке и к тому же, они должны истончаться. Но это всего лишь мои дУмки насчет пересадки и их надо проверять у конкретных людей, которые делали себе пересадку. Я вопросом пересадки не интересовался, он мне пока неинтересен и поэтому я рассуждаю о нем чисто теоретически. Желающие могут помочь нашему общему делу и выяснить у людей, сделавших пересадку, что и как у них там происходит (и происходит ли вообще), а затем отписаться здесь об этом.
Как видите, данная гипотеза описывает основные моменты при развитии алопеции, объясняя эффекты от мина, фина, пересадки, а также бесполезность народных средств (за исключением некоторых). Здесь нет никакой "генетики", никаких "рецепторов, чувствительных к ДГТ" и прочей заумной "лапши", понять которую обычному человеку бывает не по силам.
Отталкиваясь от этой гипотезы, можно пытаться воздействовать на воспаление в "микрокапсулах", разрывая цепочку реакций, приводящих к нему. Ну, а дальше, после направленного прекращения воспаления в фолликулах, всё остальное "волшебство" с восстановлением фолликулов организм сделает САМ, без нашей помощи, то есть, самым оптимальным способом из возможных. На это, конечно, потребуется продолжительное время, но это того стОит.
Написанное выше - это не только гипотеза. На ее основе было сделано "трихозелье", цель которого - остановить данное воспаление, в отличие от минокса и фина, которые лишь приостанавливают воспаление с помощью усиленной доставки крови в воспаленную "микрокапсулу", либо путем манипуляций с гормонами (ДГТ, эстрогены). Эксперимент с трихозельем продолжается, результаты буду подбивать после его окончания.
П.С. Недавно узнал, что миноксидил высокотоксичен для кошек и может привести к их смерти при случайном контакте с шерстью животного...