Источник: http://www.trichology.pro/news/ga-kak-p ... mfomy.html
Гнездная алопеция (ГА) — часто встречающееся аутоиммунное заболевание, приводящее к выпадению волос. Обычно манифестирует в возрасте младше 40 лет, и дебют заболевания в более старшем возрасте считается нетипичным.
Здесь мы представляем 2 случая быстро прогрессирующей ГА, впервые возникшей во взрослом возрасте. Первый пациент с универсальной алопецией, которая предшествовала развитию редкой формы лимфомы — гепатолиенальной Т-клеточной лимфомы. Второй пациент страдал от гнездной алопеции по типу офиаза, впервые возникшего после первой химиотерапии по поводу неходжкинской B-клеточной лимфомы.
Эти 2 случая подчеркивают необходимость онкологического поиска у пациентов с впервые возникшей быстро прогрессирующей ГА после 40 лет.
Первый пациент — мужчина 42 лет, практически здоров, постоянно не принимает никаких лекарственных препаратов. У больного развилось выпадение волос теменно-височной области волосистой части головы.
Он самостоятельно применял крем раздражающего действия на кожу волосистой части головы в области выпадения волос с обеих сторон. Это лечение не привело к восстановлению роста волос, но вызвало потерю пигмента в местах нанесения местно-раздражающего средства. Выпадение волос прогрессировало, что привело к полной их потере в течение 3 месяцев.
Кроме того, у пациента развились тяжелые деформации ногтей кистей и стоп. Через три месяца после начала выпадения волос больной был госпитализирован по поводу лихорадки, был поставлен диагноз тяжелой панцитопении.
При компьютерной томографии выявлено увеличение селезенки (27,5 см) и увеличение печени (22 см). При биопсии костного мозга выявлена Т-клеточное лимфопролиферативное заболевание с интрасинусоидальным типом роста. Пациенту была выполнена спленэктомия, патогистологическое исследование селезенки соответствовало гепатолиенальной Т-клеточной лимфоме. Интраоперационная биопсия печени подтвердила поражение печени. При осмотре у больного определялась полная потеря волос на голове и теле, включая ресницы и брови. В теменно-височной и затылочной частях волосистой части головы за ушами располагались симметричные очаги гипопигментации. При осмотре ногтей выявлялась тяжелая ониходистрофия всех 20 ногтевых пластин с онихолизисом, онихорексисом и лейконихией. Гистологическое исследование биоптата кожи теменно-височной части кожи волосистой части головы подтвердило диагноз ГА.
У второй пациентки 69 лет в марте 2014 г. была диагностирована неходжкинская B-клеточная лимфома. Больной была проведена спленэктомия с последующей терапией ритуксимабом и циклофосфамидом, доксорубицином, винкристином и преднизолоном (Р-ЦДВП). Лечение было завершено в декабре 2014. Спустя 3 месяца пациентка заметила очаги выпадения волос в затылочной части волосистой части головы сетчатого характера, которые в течение 3 недель слились и сформировали картину офиаза. При осмотре больной выявлена нерубцовая алопеция на затылочной области волосистой части головы по типу офиаза. В других областях тела или головы выпадения волос не наблюдалось. Биопсия кожи затылочной части головы подтвердила диагноз ГА.
Суммируя данные представленных случаев можно предположить, что у пациентов старше 40 лет с впервые выявленной быстро прогрессирующей ГА необходимо проводить исследования крови и томографию для исключения злокачественных новообразований. Однако это предположение должно быть подтверждено дополнительными исследованиями.